a_Im

Когда Вы, уважаемый читатель, слышите название нашей компании, чаще всего COPELAND ассоциируется у Вас со спиральным компрессором. Тем не менее большинство из Вас знает, что COPELAND кроме спиральных выпускает и поршневые компрессоры (полугерметичные и сальниковые). В этой статье я постараюсь рассказать Вам о преимуществах наших полугерметичных поршневых компрессоров.

a_Im

На заре развития индустрии строительства супермаркетов, магазины комплектовались торговым холодильным оборудованием со встроенными холодильными агрегатами.В таких агрегатах небольшой производительности использовались герметичные поршневые компрессоры. Результат использования такого типа охлаждения (назовем его «децентрализованное-встроенное»)

Мультитемпературный рецепт Thermo King

В игру «холодно-горячо» всемирно известная компания играет уже 66 лет

Завод Thermo King в городке Голуэй, что на западном побережье Ирландии, ни с каким другим не перепутаешь. На въезде на зеленом газоне красуется парочка образцов холодильно-обогревательных установок. Чуть поодаль — флагштоки с развевающимися на ветру государственными флагами Ирландии и США (историческая родина компании), а также Евросоюза. Появление последнего, помимо того что Ирландия входит в Евросоюз, объясняется просто — сегодня сюда пожаловали европейские автомобильные журналисты.

32454656453авод в Голуэй крупнейший в системе Thermo King Europe. Предприятие было открыто в 1976 году, а выбор места определялся вполне прагматическими причинами. Здесь имелся избыток дешевой и вместе с тем квалифицированной рабочей силы. Цеха завода общей площадью 15400 кв.м раскинулись на участке земли в 5,8 га. В их стенах трудится около 700 человек, из них около двухсот, выражаясь привычным нам языком, — это административные работники и ИТР.

Помимо производственных помещений здесь также имеется мощный исследовательский и дизайн-центр, который специализируется на разработке новой продукции, в частности, холодильно-обогревательных установок для кузовов грузовиков, прицепов и полуприцепов. Отдельной строкой стоит создание перспективных образцов уникальной криогенной технологии. Впрочем, об этом несколько позже.

Сделано в Ирландии

Что выпускают в Голуэй? Шесть моделей установок для грузовиков, а также установки серии SL для прицепной техники. SL-100e, SL 200е и SL 400е. Сейчас завод переходит на выпуск новых мультитемпературных рефрижераторных установок для прицепов и полуприцепов серий Spectrum и Spectrum TS для грузовиков.

Предприятие нынче трудится в две смены, выдавая на-гора установки для прицепов, полуприцепов и грузовиков. Хотя отдельные технологические отделы работают и в трехсменном режиме. Речь, в первую очередь об окраске. Панели и детали установок здесь красят порошковым методом. Так экологнчнее. Кстати, именно завод в Голуэй первым из предприятий Thermo King удостоился заветного сертификата ISO 1-1001 как удовлетворяющий самым строгим экологическим нормам безопасности.

Не меньше внимания уделяется и организации рабочего процесса, качеству продукции. Причем по части наглядной агитации ирландскому заводу позавидовало бы любое предприятие советских времен. Правда, в отличие от пустопорожней псевдокоммунистической риторики типа «Заветам партии верны!», здесь все четко и по делу. Вот к примеру, один из висящих под потолком плакатов гласит: «А place for everything and everything in its place». Что можно перевести как призыв к оптимальной организации рабочего места с некоей игрой слов: «Всему свое место и все на месте».

Технологическая цепочка включает в себя три основные линии по сборке установок для средних и тяжелых грузовиков. А также для прицепной техники. Плюс две вспомогательные линии, одна из которых предназначена для сборки испарителей. Другие крупные комплектующие узлы и агрегаты завод в Голуэй получает со стороны. Дизельные двигатели поставляет японская Yanniar Diesel. Причем дизайн этих моторов разрабатывает сам Thenno King. Компрессоры получают с заводов Thermo King в США.

На выходе готовые установки подвергаются тотальному компьютерному и визуальному контролю. Между прочим, технологические карты, сопровождающие каждое изделие, здесь хранят в течении многих лет, что соответствует примерному сроку службы рефрижераторной установки.

Попутно в соседних с производственными помещениями проводятся тесты новой и перспективной продукции. Вот, скажем, Wind Tunnel — продувка корпуса установки струей воздуха для определения его аэродинамических параметров. В другом боксе стоит парочка полуприцепов с поддонами. Здесь проводятся ресурсныс испытания температурных режимов и расхода топлива.

A вот и святая святых — дизайн-центр, где специалисты Thermo King мудрят на компьютерах с трехмерным изображением. Как нам сказали, благодаря современным системам проектирования CAD-CAM разработка полностью нового продукта занимает не более 9 месяцев. Не улавливаете аналогию?

Запакованные в пластиковые чехлы и деревянную тару готовые рефрижераторные установки недолго задерживаются на территории завода. Благо потребителей хватает, из Голуэй продукция Thcnno King попадает на рынки Европы, Африки и Ближнего Востока.

СПЕКТРУМ всех решений

В основе рыночной стратегии Thermo King лежит так называемая философия Total Life Cosi, смысл которой заключается в том, что при более высокой, по сравнению с конкурентами, начальной стоимости, в течение всего срока службы его холодильно-обогреватсльные установки с лихвой окупают затраты за счет своей экономичности и более низких расходов на ремонт и обслуживание. К тому же их стоимость на вторичном рынке также выше.

Новое семейство мультитемпературных установок Spectrum не исключение. Агрегат, состоящий из основного блока и дополнительных испарителей, позволяет поддерживать разные температурные режимы в кузове грузовика или полуприцепа (варианты компоновки отделений кузова приведены в таблице). Таким образом в одном кузове можно перевозить абсолютно разные по режиму хранения продукты — скажем, мороженое, фрукты и сыр.

Подсчитано, что расходы на обслуживание могут достигать 20 процентов от общей стоимости холодильной системы, а затраты на топливо — 30 процентов. В семействе Spectrum использованы самые последние разработки Thermo King, направленные на повышение топливной экономичности и снижение эксплуатационных расходов.

Возьмем, к примеру, систему привода Dualy Poly-V Bell Drive. Нынешняя двухременная система, в отличие от четырехременной, позволяет увеличить срок службы приводных ремней в пять раз. Во многом столь завидная долговечность достигается благодаря применению ремней с новой, так называемой многоручьевой, формой поверхности.

Еще одна новинка — спиральный компрессор Scroll. Он не только существенно экономит топливо, но и обеспечивает более высокую производительность холодильной установки, нежели обычные поршневые компрессоры (см. рисунок). Кроме того, из-за особенностей конгтрукции, а количество движущихся деталей в нем снижено на 80 процентов по сравнению с поршневым комnpeссoром, он отличается низким уровнем шума.

Как работает Scroll? Компрессия достигается за счет взаимодействия орбитальной и стационарной спиралей. Газ поступает во входное отверстие в момент вращения одной из спиралей. При этом открытый канал уплотнястся. По мере того как спираль продолжает вращаться, происходит сжатие газа во все более малые полости. В момент поступления газа в центр обеспечивается давление нагнетания. В реальности во время работы все шесть газовых каналов находятся в различных стадиях сжатия, что обеспечивает практически непрерывное всасывание и нагнетание газа.

Разумеется, помимо компрессора свою немалую лепту в снижение шума вносят также малошумный дизельный двигатель, шумопоглощающие материалы отделки, воздушные фильтры циклоничного тина и отрегулированная выхлопная система.

Но есть в арсенале Тhermo King куда более совершенная холодильная система, широкое применение которой, впрочем, сдерживается отсутствием необходимой инфраструктуры для ее эксплуатации. Речь о криогенной системе, в которой воздействие на окружающую среду сведено к минимуму, так как в ней отсутствует двигатель внутреннего сгорания. При этом её эффективность вдвое превышает возможности традиционной холодильно-обогреватсльной установки.

Набор оборудования, монтируемого на грузовик, невелик. Топливный бак с сжиженной углекислотой СО2, представляющий из себя сосуд Дьюра, то бишь колбу с двойными стенками, из пространства между которыми выкачан воздух. Плюс технологический модуль с испарителем и теплообменником. Принцип действия криогенной системы основан на изменении агрегатного состояния углекислоты — из сжиженного состояния она переходит в газообразное. Процесс заключается в прохождении СО2 по замкнутому контуру, при котором происходит принудительная отдача энергии холода от теплообменника-испарителя грузовому объему кузова.

Возможно также применение гибридной криогенной системы, которая работает вкупе с традиционной установкой. Разработкой Thermo King уже заинтересовались в ШвецииЮ, Норвегии и ряде других стран, где дизельное топливо стоит недешево.

* * *
Thermo King всегда рассматривал Россию как стратегический рынок cбыта. В 1991 году в Москве было открыто представительство компании. Ныне дилерская и сервисная сеть Thermo King в России насчитывает 29 пунктов и, судя по всему, это далеко не предел.

Судите сами: по некоторым оценкам отечественный рефрижераторный транспорт развивается в 4,6 раз медленнее, чем того требует современное развитие общества.

Александр Солнцев